АВАЛОКИТЕШВАРА (санскр.) - (Всевидящий Владыка), в буддизме бодхисатва, олицетворение мудрости и милосердия. В Китае почитался под именем Гуань-инь.
Авалокитешвара относится к семье Будды Амитабхи; в Индии были известны 32 формы его воплощения, в том числе в виде главных божеств индуизма — Брахмы, Вишну, Шивы, Ганеши. Культ Авалокитешвары складывается с 1 в., ему воздвигают храмы, ваяют его образ — в человеческом облике с лотосом в руке (обязательный атрибут) или 4-, 6- и 1000-руким 11-ликим (или 11-главым). Руки символизируют готовность содействовать каждому просящему, для чего нужно произнести должным образом мантру: «Ом мани падме хум» («Ом, жемчужина в лотосе, славься»). В гималайских странах и Тибете Авалокитешвару называют Ченрези. Его культ был первым в этих местах, он считается их покровителем, а Тибет — святой страной Авалокитешвары.
Очень популярна форма тысячерукого Авалокитешвары с одиннадцатью лицами (тиб. spyan ras gzigs bcu gcig zhal – одиннадцатиликий Авалокитешвара), которую также называют Махакаруника (санскр. Mahākāruṇika, тиб. thugs rje chen po, букв. "Великий Сострадающий"). Великий Сострадающий – это синоним Авалокитешвары. С этой формой связана следующая легенда. Бодхисаттва дал некогда монашеский обет спасти от пут Сансары всех живых существ. Однако когда он осознал, насколько трудна эта задача, голова его не выдержала и раскололась на несколько кусков. Согласно одному из мифов, Авалокитешвара смотрел на людские страдания, и его сердце разорвалось от горести. Будда Амитабха и Бодхисаттва Ваджрапани, видя это, восстановили тогда тело Авалокитешвары, придав ему новую форму: с тысячью руками и одиннадцатью головами. Авалокитешвара хотел помочь всем живым существам, поэтому у него выросли 1000 рук, а на ладони каждой руки появился глаз. В такой форме Великий Сострадающий стал очень мощным. В центре ладони каждой из рук Махакаруники находится по глазу, это символизирует единство мудрости (глаза) и умелых методов (руки). Цель бодхисаттвы – принесение истинного блага живущим существам; руки символизируют просветлённые деяния бодхисаттв, глаза – символ мудрого наблюдения. Единство бодхичитты намерения и бодхичитты применения, нет совершенства без их взаимодополняющей связи, – таков здесь основной смысл.